суббота, 30 августа 2014 г.

Ружанский замок.




Насладившись красотами Коссовского замка, мы отправилисНаслоНаслодившись красотами  Наслодившись красотами Коссовского замка, мы отправились к еще одному замку- Ружанскому или дворец Сапегов. Подъезжая к замку, обнаружили,что центральные въездные ворота – Брама, уже отреставрирована, отрестоврированы и примыкающие к ней флигели, в одном из которых располагается музей.



Красиво, не спорю. Но мне не терпелось увидеть именно развалины, именно те величественные развалины, которые я видела на фото у других.
 
И вот праходим мы через въездные ворота... и перед нашим взором... они, эти самые развалины, когда-то величественного замка. Вы знаете, я смотрела с открытым ртом. На фотографиях красиво, но вживую еще красивее, здесь другой масштаб, другое восприятие. Эти руины впечатляют до глубины души. И не смотря на то, что , когда-то процетавший замок, остался лежать в руинах, ничто не может скрыть былого величия замка.



   Насмотревшись на панораму замка, нафотографировав, мы отправились в сам замок. Ведь надо изучить его и изнутри. Подходят к нам мальчишки, лет так 10-12, и так серьезно спрашивают, не рассказать ли нам историю замка. Знаете, я посмотрела на них скептически и с  удивлением. НУ, как, подумала я, вы такие маленькие можете нам рассказать историю этого замка.  У вас одни танчики на уме да войнушки, какая история. Наверное, судила по себе, ха-ха. Ну так вот, отнеслись мы к этим мальчишкам скептически и пошли осматривать руины.
  И вот мы все ходили, я все умоляла мужа сфотографируй здесь, и еще здесь, а еще давай ты встанешь здесь, а я буду выглядывать вон оттуда... Ну сколько можно... слышала я в ответ. А фотографии получаются очень красивые.







Возле спуска в подвал один из  тех мальчишек рассказывал-таки историю о замке. И мы тоже увлеклись его рассказом. Спустились с Даником (так звали нашего "экскурсовода") в подвал, подвалы оказались внушительные. Когда-то в них хранилось оружие, запасы продовольствия, бочки с вином, государственные документы, казна княжества и архив рода.

 А потом Даник нас водил по всем комнатам и рассказывал, что происходило в каждой из комнат, как она была обставлена, где чьи портреты висели и так далее. Естественно, когда не просто смотришь, а получаешь еще и какую-то информацию, это намного увлекательней.
  У этих мальчишек проходит в стенах замка кружок по истории.  Знают все ходы и выходы. Даник нам даже пытылся показать как забраться на верх через дымоход, но мы оказались не такие проворные.
  А в этом зале (на 2х фото ниже) росло персиковое дерево, окруженное золотым забором. Просто жена  Сапеги очень любила персики( правда, не помню жена какого Сапеги). Вокруг росли розы, к которым был неровнодушен уже сам Сапега.

   В 17 веке замок, который до этого принадлежал, как и все местечко Ружаны, роду Тышкевичей, купил знаменитый  магнат и политический деятель Лев Сапега.
   Ружанский дворец изначально строился как неприступная крепость. Это было двух этажное здание, укрепленное тремя башнями. Центральная часть замка состояла из большого вестибюля с двусторонней лестницей и зала. В боковых частях были жилые покои, кабинеты, библиотека. Покои отличались богатым убранством, изобиловали дорогими картинами и скульптурами.

Бывали в этом замке и король Речи Посполитой Сигизмунд Старый, и король Жигимонт III Ваза, королевич Владислав (Владислав IV Ваза), и Лжедмитрий I, выдававший себя за русского царя.
 После смерти Льва Сапеги Ружаны достались его старшему сыну Яну Станиславу. Дворец знал и моменты славы, и моменты опустошения и разорения.









  Затем замок в разрушенном состоянии достался Александру Сапеге. Именно Александр Сапега перестроил дворец, и сделал это так успешно, что Ружанский дворец начали называть «Белорусским Версалем». Занимался этим придворный архитектор Сапег Ян Самуэль Беккер. Массивные башни, которые находились в полуразрушенном состоянии, разобрали, а к главному фасаду пристроили портик со сдвоенными колоннами и угловыми пилястрами. Завершал этот портик высокий треугольный фронтон с лепным декором.

От главного корпуса отходили полуциркульные аркады, которые соединили его с боковыми корпусами и въездной брамой.
Брама была украшена скульптурами и барельефами. Таким образом получался замкнутый парадный двор. В этом шедевре архитектуры можно было проследить смешение стилей классицизма и барокко. Сам ансамбль строго симметричен..
 Особого внимания заслуживали боковые корпуса ансамбля. Восточный корпус был разделен на две части – театр и манеж. Театр в Ружанах был одним из лучших театров на то время. Даже король Станислав Август Понятовский бывал здесь на спектаклях. Сцена театра была спроектирована так искусно, что можно было трижды за спектакль полностью менять декорации. Зрительный зал был двухъярусным, на первом ярусе было 14 изолированных лож, а на втором – 15 лож с королевской ложей посредине. В архитектурном декоре зала прослеживались черты раннего классицизма. Именно здесь Сапеги с роскошью принимали королей Речи Посполитой.
Сейчас в восточном корпусе, где был театр, идет рестоврация.



В западном корпусе размещалась картинная галерея. Сейчас на месте бывшей картинной галерее не осталось даже и руин.


 После восстания 1831 года Ружанские владения были конфискованы, а Сапеги перебрались в другое имение. Купец-арендатор организовал в покоях дворца ткацкую фабрику, которая работала здесь до начала ХХ века.

В годы Первой мировой войны комплекс опять был разрушен, но наибольший урон дворцу нанесла Вторая мировая война.  

 А на фото ниже видны отпечатки пальцев, утверждают кого-то из рода Сапег.

 Вот такой он наш "Белорусский Версаль".